Пн-пт: 10.00 — 19.00
Избранное
27 / 12 / 2017

C 2018 Россия присоединяется к системе автоматического обмена финансовой информацией между странами

Со следующего года ФНС будет автоматически получать данные об иностранных счетах и бизнесе россиян. Какие издержки грозят владельцам зарубежных активов и можно ли их минимизировать?  С 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена финансовой информацией между странами в рамках глобального плана ОЭСР по борьбе с уклонением от уплаты налогов - соответствующее соглашение ФНС подписала еще в мае 2016 года. Эта система призвана сформировать единый мировой механизм, направленный на противодействие уклонению от уплаты налогов, отмыванию денежных средств и выводу капитала. В рамках международного обмена процесс сбора и передачи информации организован следующим образом: финансовые институты всех стран-участниц собирают определенные данные о своих клиентах (физических и юридических лицах) и передают их в налоговые органы своей страны, затем между налоговыми органами происходит обмен информацией. Что узнает ФНС? Информация, подлежащая автоматическом обмену, включает (п.2 ст.2 МСАА): а) для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения - в отношении каждого держателя счета (Account Holder). Для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения - в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве "контролирующих лиц" (Controlling Persons) этого юридического лица; b) номер счета (или аналогичный по функции эквивалент); c) наименованиеи идентификационный номер подотчетного финансового учреждения (банка); d) остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году - на момент закрытия счета). До начала автоматического обмена все банки (и иные подотчетные финансовые учреждения) стран-участниц МСАА должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц), чтобы "категоризировать" их для последующей передачи данных в налоговые органы и восполнить недостающую информацию. Эта информация будет выявляться банками, во первых, на основе уже имеющихся у них данных о клиенте, полученных в результате процедур AML/KYC ("знай своего клиента", а во-вторых, на основе информации, отдельно заявляемой самим клиентом (self-certification). Счета вне наблюдения Стандарт CRS выводит из под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает $ 250 000 на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет. Подотчетные счета (Reportable Accounts), информация о которых подлежит передаче, - это счета, держателями которых выступает:  - одно или более "подотчетное лицо" (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо - резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене; - "пассивная нефинансовая организация" (у которой прибыль более чем на 50% состоит из пассивного дохода), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции. Под пассивным доходом понимаются дивиденды, проценты, рента, роялти, авторские гонорары; доходы от продажи финансовых активов, которые генерируют пассивный доход; доход от сделок с любыми финансовыми активами (фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); доход от сделок по купле/продаже иностранной валюты; доход от сделок своп и т.п. Из анализа основных правил можно сделать вывод о том, что такие данные, как операции по счету, движения по счету и банковские выписки передаваться в автоматическом режиме не будут. Равно как и информация по компаниям с активным доходом, если по состоянию на 31 декабря сумма денежных средств составляет менее $250 000. Что делать владельцам? Таким образом, счета к 31 декабря лучше свести к дозволенному минимуму. При наличии подконтрольных компаний с пассивным доходом имеет смысл увеличить объем пассивного дохода с доведением остатка денежных средств до $250 000. Еще налогоплательщик может воспользоваться спорным моментом определения налогового резидентства - жтим по сути занимается сам банк. Существует множество критериев и методик получения статуса налогового резидента - это приводит к тому, что налогоплательщики приобретают двойное резидентство. Этим механизмом можно воспользоваться при заполнении анкеты в банке. Клиент самостоятельно указывает в анкете (self-certification form) страну своего налогового резидентства и идентификационный номер. Как следствие, снижение налоговой нагрузки возможно путем смены резидентства и выхода за пределы действия российских правил. Помните о КИК Не стоит забывать, что в 2015 году Налоговым кодексом РФ введен механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), в соответствии с которым доходы юрлиц - налоговых резидентов иностранных юрисдикций должны облагаться налогами в России, если только эти иностранные компании не распределяют полученную прибыль и, как следствие, российские собственники не уплачивают налоги в России с таких доходов. Согласно закону о КИК, контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в иностранном бизнесе составляет либо более 25%, либо более 10 %, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами России, в этой организации превышает 50%. Закон обязывает контролирующих лиц направить в налоговый орган уведомление об участии в иностранных организациях и о КИК и предусматривает ответственность за нарушение обязанностей по своевременному уведомлению, предоставлению достоверных данных и оплате исчисленного налога. Соответственно те россияне, которые являются контролирующими лицами, а также собственниками недвижимого имущества и счетов за пределами России, но в установленный срок не уведомили об этом налоговые органы, до конца этого года должны принять меры для того, чтобы не стать объектом пристального внимания ФНС. За нарушения по уведомлению налогового органа о КИК, а также за несообщение об открытых счетах за пределами России предусмотрена административная ответственность. За несообщение о КИК штраф 100 000 рублей за каждую такую компанию, за несообщение о счете — от 300 рублей до 50 000 рублей. Да, штрафы незначительные, но не нужно забывать про ответственность за неуплату налога, которая составляет 20% от его суммы, а также про уголовную ответственность, к которой могут быть привлечены лица, достигшие совершеннолетия.

Источник