В статье мы подробно рассмотрим, что такое ИИН и БИН, для чего они нужны и какие действия предпринять, чтобы зарегистрировать эти номера.
Что такое ИИН и БИН в Казахстане?
ИИН — индивидуальный идентификационный номер гражданина в Республике Казахстан. Он присваивается при регистрации в информационной системе государственных услуг. Не имеет срока действия, не требует продления. ИИН можно считать аналогом российского ИНН.
БИН — бизнес-идентификационный номер. В отличие от ИИН, он формируется для юридического лица и индивидуального предпринимателя (при условии совместного предпринимательства).
И ИИН и БИН созданы с целью оптимизации налогового учета. Это основные идентификаторы физических и юридических лиц в государственных системах Казахстана.
В каких случаях требуются ИИН и БИН?
Чаще всего иностранные граждане получают ИИН для открытия банковских счетов в РК. При приеме заявления банк обязательно попросит указать этот номер.
Все операции, при которых запрашивают ИИН, указаны в ст. 562 Налогового Кодекса Республики Казахстан. Они включают (кроме открытия счетов):
- Получение дохода в стране (если он не облагается налогом в другой стране);
- Покупка движимого и недвижимого имущества на территории страны (квартира, земельный участок, транспортное средство);
- Назначение на руководящие позиции в казахскую компанию или обособленные подразделения в Казахстане.
БИН необходим для выполнения операций касательно юридических лиц на территории государства:
- Открытие корпоративного счета в банке Казахстана;
- Приобретение долей в казахской компании;
- Регистрация представительства или филиала иностранной компании;
- Управление иностранным юридическим лицом в пределах страны;
- Приобретение имущества на имя юридического лица.
Есть и другие случаи, которыми редко пользуются нерезиденты Казахстана. Например, иностранное юридическое лицо заключает договор о совместной деятельности с казахским резидентом.
Как получить ИИН и БИН?
Весь процесс регистрации номеров осуществляется дистанционно. От Вас потребуется посетить нотариуса для заверения документов.
ИИН
Процедура получения индивидуального номера проста. Как правило, запрашивают только заграничный паспорт. С 01 сентября 2022 г. процедура ужесточилась: теперь нельзя делать заявку в электронном виде, а лишь подавать лично в налоговый орган.
Сохранилась возможность выдачи доверенности на местного адвоката, чтобы он мог подать заявку, и не возникло необходимости посещать Казахстан.
Стандартный срок выдачи ИИН 3 рабочих дня.
БИН
Для регистрации бизнес-идентификационного номера потребуется предоставить более расширенный список документов на юридическое лицо:
- Свидетельство о государственной регистрации;
- Устав;
- Выписка из торгового реестра с печатью уполномоченного органа;
- Доверенность на местного адвоката.
Все документы предоставляются в нотариально заверенном и апостилированном виде. Для российских документов апостиль не нужен. При заверении заграничных паспортов гражданами РФ есть нюанс: некоторые нотариусы отказываются делать копию с документа, а заверяют только перевод. Мы сможем помочь организовать корректное заверение.
После приема всех документов адвокат в Казахстане подает их в налоговую инспекцию и в течение 3-5 дней получает свидетельства о присвоении ИИН или БИН. Как правило, в электронном виде.
Открытие счета в Казахстане
Имя на руках ИИН или БИН, можно подавать заявление на открытие счета. В настоящий момент процедура несколько усложнилась, однако получить доступ к международным платежным системам (VISA и Mastercard) за пределами РФ и валютным переводам по SWIFT все еще возможно. Подробная информация в нашем предложении.