Пн-пт: 10.00 — 19.00
Избранное
16 / 03 / 2018

Кипр: идентификатор юридического лица

С момента вступления в силу 3 января 2018 года Директивы ЕС 2014/65/ЕС о рынках финансовых инструментов (MiFID II) и сопутствующего ей Регламента (ЕС) №600/2014 (MiFIR) в отношении определенных организаций, регулируемых MiFID II/MiFIR, были введены дополнительные требования в части сбора и раскрытия ими в определенных обстоятельствах идентификатора юридического лица применительно ко всем их клиентам. Что такое идентификатор юридического лица? Идентификатор юридического лица (Legal Entity Identifier, LEI) - это 20-значный буквенно-цифровой код, который позволяет четко и однозначно идентифицировать юридических лиц, участвующих в финансовых транзакциях. LEI широко используется в глобальных и, в частности, европейских режимах надзора и регулирования сектора финансовых услуг, поскольку обеспечивает наличие эффективной базы данных, позволяющей безошибочно и оперативно идентифицировать все стороны финансовых операций. Что (или кто) является "юридическим лицом" в целях LEI? Европейская организация по ценным бумагам и рынкам (ESMA) в рамках информационной записки в части применения LEI (ESMA Briefing Note), выпущенной 9 октября 2017 года, разъясняет, что для целей получения LEI термин "юридическое лицо" включает в себя, но не ограничивается ими, "стороны, которые с юридической или финансовой точки зрения ответственны за осуществление финансовых операций или имеют законное право в границах своей юрисдикции выступать независимыми сторонами законного договора, вне зависимости от того, являются ли они зарегистрированными или созданными каким-либо образом, как, например, траст, товарищество, подряд. Термин "юридическое лицо" в означенных целях не включает физических лиц, однако включает лиц, действующих в сфере бизнеса, а также правительственные и наднациональные организации". Почему необходимо получение LEI? LEI как правило аккумулируются регулируемыми лицами в целях соблюдения их обязательств в отношении нормативной отчетности в рамках режима финансовых услуг. Последнее и значительное расширение требований к поднадзорным субъектам, в том числе к кипрским организациям, в целях получения LEI стало результатом применения на территории Республики положений MiFID II и MiFIR. Как отмечается в примечании к информационной записке ESMA, общая структура, обеспечиваемая использованием LEI, "имеет решающее значение для четкого определения каждого риска в рамках управления рисками финансовых операций, а также для обеспечения прозрачности при проведении надзора за рынком". Помимо применения в целях MiFID/MiFIR, LEI является важной характеристикой в ключевых европейских режимах регулирования деятельности игроков сектора финансовых услуг, присутствующих на Кипре и в других странах ЕС, таких как: 1. Директива об альтернативных инвестиционных фондах (AIFMD): фонды и управляющие фондами; 2. Solvency II: пенсионные фонды и страховые компании; 3. Директива о прозрачности (Transparency Directive, 2004/109/EU): эмитенты финансовых инструментов, допущенных к обращению на регулируемых рынках;  4. Правила регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка (European Market Infrastructure Regulation, EMIR): контрагенты по контрактам с производными инструментами, а также бенефициары, брокеры, центральные контрагенты и клиринговые компании; 5. Регламент о злоупотреблениях на рынке (Market Abuse Regulation, MAR): эмитенты финансовых инструментов; субъекты, участвующие в подозрительных операциях;   6. Регламент о требованиях к капиталу (Capital Requirements Regulation, CRR): кредитные и финансовые учреждения;  7. Регламент о кредитных рейтинговых агентствах (Credit Rating Agencies Regulation, CRAR): рейтинговые агентства и рейтинговые организации; 8. Регламент о центральных депозитариях ценных бумаг (Central Securities Depositories Regulation, CSDR): центральные депозитарии ценных бумаг; 9. Регламент о сделках с ценными бумагами (Securities Financing Transactions regulation, SFTR): стороны, участвующие в сделках по финансированию ценных бумаг, а также бенефициары прав и обязательств, вытекающих из них;  10. Регламент о проспектах эмиссии (Prospectus Regulation, 2017/1129): эмитенты ценных бумаг, предлагаемые инвестиционному сообществу, или допущенные к обращению на регулируемом рынке, расположенном или действующем в государстве-члене ЕС. Каким образом Кипр реализует соответствие требованиям в части LEI? Кипр имплементировал на территории юрисдикции требования MiFID II в рамках введения в действие Закона об инвестиционных услугах, нвестиционной деятельности и регулируемых рынках 2017 года, который так же вступил в силу 3 января 2018 года. Принятый закон отменил и переработал подавляющее большинство положений, содержавшихся в Законе об инвестиционных услугах, инвестиционной деятельности и регулируемых рынках 2007 года, и в которых реализованы требования Директивы 2004/39/ЕС о рынках финансовых инструментов (MiFID). Закон об инвестиционных услугах Кипра вместе с MiFIR составляют основу нового режима. MiFIR, будучи механизмом европейского регулирования, непосредственно применим на Кипре с той же даты, что и MiFID II. В частности, MiFIR вводит следующие требования к субъектам, которые могут быть идентифицированы при применении LEI: 1. Инвестиционные компании, осуществляющие операции с финансовыми инструментами; 2. Клиенты (покупатель, продавец), от имени которых инвестиционная компания осуществляет операции, в случае, когда клиент является юридическим лицом; 3. Лицо, которое принимает решение о приобретении финансового инструмента, в случае, когда это лицо является юридическим лицом (например, управляющий инвестициями, действующий согласно дискреционным полномочиям от имени своих ключевых клиентов); 4. Инвестиционная компания, размещающая распоряжение; 5. Предприятие, представляющее отчет об операции (например, о месте проведения торгов, утвержденном механизме отчетности (ARM), инвестиционной компании); 6. Эмитент любых финансовых инструментов, обладающих листингом и/или торгуемых на торговой площадке. Соответственно, в пояснительной записке ESMA подчеркивает, что инвестиционные компании, раскрывающие информацию в соответствии со статьей 26 MiFIR, должны располагать соответствующими механизмами сбора и сверки LEI своих клиентов до момента совершения операции. В свою очередь, операторы торговых площадок, раскрывающие информацию согласно статье 27, должны располагать соответствующими механизмами для сбора и сверки LEI эмитента финансового инструмента, допущенного к торгам или торгуемого на их площадке. Как инвестиционные фирмы, так и операторы торговых площадок должны гарантировать, что длина и структура кода соответствуют стандарту ISO 17442, что код включен в глобальную базу данных LEI и что он соответствует конкретному клиенту. Иные положения касательно кипрских эмитентов 20 сентября 2017 года Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам (CySEC), которая является уполномоченной организацией Кипра в отношении реализации MiFID II и MiFIR, выпустила циркуляр C237 о получении LEI. Циркуляр адресован кипрским эмитентам финансовых инструментов, торгуемых на торговых площадках (т.е. регулируемом рынке, многостороннем торговом механизме или организованном торговом механизме). В Циркуляре также затрагиваются обстоятельства, при которых т.н. "систематические перекупщики" (systematic internaliser - это предприятие, оказывающее финансовые услуги, которое на организованной, постоянной и систематической основе согласует распоряжения клиента на заключение сделок с финансовыми инструментами с помощью внутреннего списка распоряжений независимо от регулируемого рынка) обязаны получать LEI эмитентов финансовых инструментов, обращающихся на их площадках, в частности в отношении: 1. Финансовых инструментов, в которых базовый финансовый инструмент торгуется на торговой площадке; 2. Финансовых инструментов, в которых базовый индекс является индексом или корзиной, состоящей из финансовых инструментов, торгуемых на торговой площадке. Циркуляр также содержит подробную информацию о процедуре получения LEI через Кипрскую фондовую биржу, а также информирует торговые площадки и систематических интернализаторов об инструменте "Регистрационный агент LEI", представленный фондом GLEIF, который может использоваться регулируемыми организациями для должного проведения эмитентов через процедуру получения LEI.

Источник