Москва, м. Кропоткинская,
Курсовой пер., 8/2
Понедельник-пятница: Выходные: суббота-воскресенье

Бесплатный звонок из регионов России

8 800 700 90 50

ФАТФ: международная борьба с отмыванием денег

ФАТФ: международная борьба с отмыванием денег

Что такое ФАТФ (FATF)

ФАТФ — это группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, по-английски Financial Action Task Force или FATF. Группа ФАТФ создает международные стандарты для борьбы с преступным отмыванием доходов и финансированием террористических организаций. Она же контролирует законодательство стран-участниц: оно должно быть созвучно разработанным стандартам.

Группа учреждена большой «семеркой» стран в ходе Парижской встречи 1989 года. Сегодня в состав межправительственной организации входят 35 государств, 2 организации. В качестве наблюдателей выступают 20 организаций и одна страна. Россия входит в состав ФАТФ с 19 января 2003 года.

40 рекомендаций ФАТФ (FATF)

Главный инструмент борьбы с преступным отмыванием денег по всему миру — это 40 рекомендаций, которые должны учитывать в своем законодательстве страны FATF. Эти рекомендации пересматриваются в среднем раз в пять лет — на специальном Пленарном заседании.

Впервые рекомендации FATF были выпущены в 1990 году.

  1. Законодательство государств ФАТФ должно рассматривать отмывание денег как уголовное преступление.
  2. Чтобы доказать вину тех, кто отмывал деньги, достаточно объективного анализа и приведенных фактов. Физические улики не обязательны.
  3. По закону одним из наказаний за это преступление должна быть конфискация имущества, которое получено через отмывание денег, и устранение средств отмывания.
  4. Банковская тайна — не причина игнорировать рекомендации ФАТФ.
  5. Банки и финансовые организации по закону должны собирать и хранить информацию о своих клиентах.
  6. Банки и финансовые организации особенно внимательно должны работать с чиновниками, их родственниками и близкими людьми.
  7. Банки не должны сотрудничать с кредитными организациями, которые не проверяют своих клиентов.
  8. Банкам и финансовым организациям необходимо следить за развитием технологий, которые могут повысить анонимность их клиентов.
  9. Если клиента, который уличен в отмывании денег, привлек посредник, наказание несет финансовая организация, которая наняла этого посредника.
  10. Архивы, связанные с клиентом, должны храниться не меньше пяти лет с тех пор, как клиент отказался от сотрудничества с финансовой организацией.
  11. Если операция выглядит подозрительной, банк вправе получить от клиента письменную объяснительную его действий и решений.
  12. Кроме банков сбором информации о своих клиентах занимаются казино, агентства недвижимости, ювелирные магазины, юристы, нотариусы, бухгалтеры и независимые финансовые эксперты.
  13. Банки должны сообщать правительству обо всех подозрительных операциях, которые через них проходят.
  14. Банки не несут ответственности за раскрытие информации о клиенте, который проводит подозрительные сделки.
  15. У всех банков и финансовых организаций страны должны быть свои программы и алгоритмы, которые мешают отмывать через них деньги.
  16. Бухгалтеры, юристы, нотариусы и аудиторы обязаны сообщать о подозрительных операциях юр. лиц, с которыми они работают.
  17. В законах должны быть предусмотрены эффективные наказания за игнорирование рекомендаций ФАТФ.
  18. Запрещено создавать фиктивные банки. Другим банкам запрещено проводить операции с фиктивными банками и организациями.
  19. Таможенные службы контролируют физическое перемещение материальных ценностей за границу. Банки обязаны сообщать обо всех международных валютных операциях, суммы которых превышают лимиты.
  20. Рекомендации ФАТФ распространяются на все сферы бизнеса.
  21. Банки и другие финансовые организации должны с осторожностью работать со странами, которые не следуют рекомендациям ФАТФ.
  22. Рекомендации ФАТФ распространяются на все филиалы и представительства, которые работают в любой другой стране.
  23. В законодательствах должны быть предусмотрены меры, которые помешают преступниками управлять финансовыми и банковскими организациями.
  24. В нефинансовой сфере контроль за выполнением рекомендаций ФАТФ ложится на государство и саморегулируемые организации.
  25. Для каждой сферы бизнеса необходимы инструкции по борьбе с отмыванием денег.
  26. Рекомендуется создание национальной организации по борьбе с отмыванием денег.
  27. Правоохранительные органы наделяются специальными правами для расследования преступлений, связанных с отмыванием денег.
  28. Они получают право требовать любые документы для расследования.
  29. Надзорный орган получает право на проведение проверок любых организаций, которые подозреваются в отмывании.
  30. Государство обеспечивает национальные организации по борьбе с отмыванием средств всеми техническими, финансовыми, человеческими и другими ресурсами.
  31. Организация, которая борется с отмыванием денег внутри страны, должна иметь тесные связи с силовыми структурами этой страны.
  32. Такая организация обязана вести учет эффективности мер, которые она применяет.
  33. Специальный орган должен получить полный доступ к информации о владельцах всех компаний внутри страны.
  34. Законодательство о доверительном управлении должно быть максимально открытым.
  35. Страны обязаны признать Венскую и Палермскую конвенции ООН: они регламентируют борьбу с финансированием терроризма.
  36. Нужно помогать другим странам в расследовании преступлений по отмыванию денег. В том числе, предоставлять необходимую для этого информацию и доступы.
  37. Стране нужно оказать помощь, даже если отмывание денег в ней не считается преступлением.
  38. Страна-участница ФАТФ должна помогать другим государствам в поиске, конфискации и замораживании активов, которые могут быть связаны с отмыванием денег.
  39. Законодательство должно допускать экстрадицию преступников, которые связаны с отмыванием денег.
  40. Нужно помогать государственным организациям (своим и иностранным) обмениваться информацией и средствами для борьбы с отмыванием денег.

Черный и белый списки ФАТФ

ФАТФ разделяет страны мира на четыре группы — в зависимости от успешности их мер по борьбе с отмыванием и финансированию терроризма.

Группа I

Это страны, которые полностью выполняют рекомендации ФАТФ — то есть, практически все государства Группы, в том числе, Россия.

Полный список ФАТФ (FATF): Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг, Греция, Дания, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, ЮАР, Республика Корея, Япония.

Группа II

Это страны, в которых не хватает внутренних ресурсов, чтобы регулировать отмывание денег. Но они предпринимают возможные меры.

В этом списке Алжир, Ангола, Камбоджа, Намибия, Туркменистан и другие беднейшие страны.

Группа III

Страны этой группы имеют существенные, стратегически важные пробелы в выполнении рекомендаций ФАТФ. Сюда относятся Куба, Боливия, Пакистан, Сирия, Турция.

Группа IV

Это группа, которая полностью игнорирует рекомендации ФАТФ и находится в режиме санкций. Сюда входят Северная Корея и Иран — они полностью отказываются сотрудничать с ФАТФ.

Вторая, третья и четвертая группы — это сферы риска для любого бизнеса. Все операции, которые проходят под юрисдикцией стран из этих групп автоматически попадают под подозрение и вызывают вопросы. Многие финансовые организации попросту отказываются проводить любые платежи в пользу получателей из этих государств.

Третья и четвертая группы – это черный список. Когда он был создан, в него попали большинство оффшорных стран Карибского бассейна и других регионов. Однако, за короткий срок этим государствам удалось привести свое законодательство в порядок и теперь бизнес на их территории является гораздо более безопасным и спокойным делом.