Способы вывода бизнеса за рубеж при помощи франшизы
Многие компании, которые вовлечены в франчайзинг, готовы к развитию бизнеса не только на территории нашей страны, но и выйти в страны Дальнего Зарубежья. О возможностях франчайзинга для российских игроков рассказывает РБК Анна Афанасьева, главный редактор сайта TopFranchise.ru.
По рейтингу самых привлекательных для рынка США франшиз лидируют:
· Для планомерного роста: Великобритания, Германия, Канада, Австралия и Франция.
· Для агрессивного роста: Китай, Турция, Индия и Корея.
При этом сами США считаются также привлекательным рынком, поскольку именно там появился франчайзинг. Россия занимает 40-е место. Доля в ВВП компаний, выбравших путь развития через франшизу, в России составляет 1,9%, в США – 13%. Однако рынок в России ежегодно растет.
Преимущественно, наши компании продают франшизы в Украину, Белоруссию, Армению и Казахстан. Однако крупные компании, наподобие сети футбольных школ для детей «Юниор» или пиццерии «Додо пицца» имеют франчайзи во многих европейских и азиатских странах.
Цели выхода за рубеж.
1) Перенасыщение внутреннего рынка;
2) Стабильной успеха собственной финансовой модели и готовность выходить на международные рынки;
3) Востребованность франшизы за рубежом.
На международные рынки эксперты отрасли советуют выходить уже опытным игрокам, чей бизнес успешен в России, а франшизы уже продавали странам ближнего зарубежья.
Этапы
Для начала лучше открыть несколько собственных точек в разных городах с разной численностью и уровнем культурного развития населения. Далее необходимо найти партнеров на месте. Это могут быть русскоговорящие эмигранты, прочно обосновавшиеся и ведущие бизнес в стране либо местные предприниматели, понимающие принципы работы франчайзингового бизнеса. Конечно, при взаимодействии с партнерами всегда будут существовать определенные риски.
Наконец, необходимо иметь достаточное финансовое обеспечение проекта. По мнению тех, кто уже работал на зарубежных рынках, для запуска франшизы в Евросоюзе требуется от 100 до 150 тыс. евро, в США – от 300 тыс. евро. Если заниматься проектом серьезно, то необходимо будет потратиться на маркетинговый план, нанять местного бренд-менеджера, что будет стоить еще 130-150 тыс. долл. в год.
Мастер-франшиза. Какие риски?
Мастер-франшиза (англ. master — владелец, фр. franchise — льгота, привилегия) — это документально оформленное лицензионным договором (или договором коммерческой концессии) право, которое передает лицензиар лицензиату (или правообладатель пользователю), на заключение договоров субфранчайзинга с третьими лицами — сублицензиатами. Мастер-франшиза ограничена по времени и территории использования.
То есть продав Мастер-франшизу, российская компания передает ответственность за развитие целого региона на какого-то из местных партнеров, который станет первым франчайзи. Этот франчайзи уже будет заниматься поиском новых партнеров, а российская компания будет получать процент в качестве правообладателя.
Основной риск в том, что в случае прекращения финансовых возможностей, местный владелец Мастер-франшизы может закрыть проект. Помимо этого, в сфере франчайзинга сделки крайне сложные и могут затянуться на годы, поэтому легче будет контролировать их самостоятельно с самого начала.
Другие нюансы
Очень важно обратить внимание и изучить привычки и менталитет страны, в которой планируется развитие бизнеса, а также, как существовала эта отрасль ранее.
Критично также выбрать правильного и надежного партнера, который сможет помочь разобраться и оценить текущие расходы на поддержание бизнеса – арендные ставки, себестоимость продукции и прочее.
Наша компания готова предложить помощь в регистрации юридических лиц или открытии филиала в большинстве стран мира. Чтобы сократить время на регистрацию, можно приобрести готовую компанию. Пожалуйста, запишитесь на бесплатную консультацию и мы сориентируем, какая юрисдикция наиболее благоприятна для развития бизнеса с точки зрения расходов на приобретение и содержание.