Москва, м. Кропоткинская,
Курсовой пер., 8/2
Понедельник-пятница: с 10.00 до 19.00 Выходные: суббота-воскресенье

Бесплатный звонок из регионов России

8 800 700 90 50
  • Главная
  • Новости
  • Охота на нерезидентов. Латвийские банки перестанут обслуживать россиян: чем это закончится?

Охота на нерезидентов. Латвийские банки перестанут обслуживать россиян: чем это закончится?

Большая чистка в банковской системе Латвии в полном разгаре: правительство страны намерено сократить долю банковских вкладов нерезидентов с нынешних 40% до 5%. Рекомендация пришла из Соединенных штатов, латвийские власти публично с ней согласились. План превратить Латвию в "финансовый мост" между Востоком и Западом окончательно провалился.

Попробуем разобраться, к каким экономическим последствиям приведет этот шаг и почему Вашингтон выдвигает такое требование.

"Надежда латвийской экономики"

Банковские нерезиденты, которых с подачи Минфина США сегодня принято оценивать исключительно в негативном ключе, еще несколько лет назад рассматривались чуть ли не как основная надежда латвийской экономики. В официальном сообщении Комиссии рынков финансов и капитала (КРФК) от 2012 года указан целый список преимуществ нерезидентов для банковского сектора. 

Среди них:

Относительная стабильность. После кризиса в 2012 году вклады нерезидентов сократились примерно на столько же, что и вклады местных жителей (на 20%, у резидентов - на 16%).

Географическое разнообразие. Вопреки стереотипам, что под "нерезидентами" скрываются только россияне, половина всех вкладов в 2012 году приходили из других стран СНГ и из ЕС. Так, после усиления экономического кризиса в Южной Европе заметно увеличился приток денег из Кипра.

Высокоэффективное размещение активов. Банковские средства, ориентированные на бизнес нерезидентов, используются в так называемых высоколиквидных активах. При этом банки, ориентированные на бизнес нерезидентов, используются в так называемых высоколиквидных активах. При этом банки, ориентированные на бизнес нерезидентов, в меньшей степени заняты в кредитовании - кредитный портфель в отношении активов у них примерно в два раза меньше, чем у универсальных кредитных учреждений.

"У экспорта финансовых услуг с высокой добавленной стоимостью имеется очевидный ряд преимуществ, а именно: улучшение платежного баланса, налоговые поступления, обеспечение высококачественных рабочих мест с высокой добавленной стоимостью", - говорится в сообщении КРФК. По данным исследования, проведенного KPMG в 2011 году, финансовый сектор, обслуживающий нерезидентов, приносил стране 1,7% ВВП.

В следующие пять лет, под влиянием внутренних и внешних политических факторов и сопутствующего ужесточения банковского регулирования, доля участия нерезидентов в банковской структуре Латвии заметно сократилась. Тем не менее, до сих пор удельный вес вкладов иностранных клиентов в банках страны составляет порядка 40% от общего объема. Минфин США требует сократить эту цифру до 5%, то есть в восемь раз. Примечательно, что Организация экономического развития и сотрудничества в своих рекомендациях указывает норму в 20%. Но правительство Латвии уже публично согласилось с доводами американской стороны. "Пять процентов - это цель, которую мы должны достигнуть", - заявила министр финансов Дана Рейзниеце-Озола.

В восемь раз меньше: что это значит для экономики? 

"Нужно понимать, что деньги нерезидентов не лежат мертвым грузом на депозитах. Эти средства постоянно находятся в обороте, принося прибыль банковскому сектору, обеспечивая рабочие места. Если мы сократим экспорт финансовых услуг в восемь раз, то потери будут соразмерными", - пояснил директор исследовательского центра Certus Вячеслав Домбровский. Эксперт скептически оценивает шансы латвийских банков оперативно переориентироваться на какую-то другую экономическую модель. "Это все равно, что надеяться, будто Латвийская железная дорога вдруг начнет выполнять перевозку фруктов из Испании в Швецию", - заметил Домбровский.

По данным КРФК, в 2016 году объем вкладов нерезидентов в Латвии составлял 9,2 млрд евро, в 2017 - около 8 млрд. Восьмикратное урезание доли иностранных клиентов будет означать потерю примерно 7 млрд. евро и почти 0,9% ВВП (сейчасвклад финансового экспорта в экономику равен 1,01%). Глава КРФК Петерс Путниньш во вторник привел другие цифры: снижение доли нерезидентов до 5% приведет к тому, что объем их вкладов может уменьшиться на 4-5 млрд евро. Как бы то ни было, сокращения персонала в банках неизбежны: на нерезидентах сейчас специализируются десять кредитных учреждений. Только при ликвидации ABLV работу потеряет почти тысяча человек. 

Оценить косвенные потери от подобных изменений сложнее. Но понятно, что в первую очередь пострадают держатели видов на жительство и те латвийские отрасли, которые их обслуживают (юридические и финансовые консультации, рынок недвижимости, индустрия красоты, учебные учреждения, транспортное сообщение и т.д.). Согласно данным МВД, за первые пять лет действия программы, то есть с 2011-1 по 2015 гг., вид на жительство в Латвии через субординированный вклад в банке получили 1 158 человек, то есть каждый десятый участник программы. 

За пять лет Латвия получила от иностранцев, запросивших ВНЖ, в общей сложности 1,312 млрд евро, из которых 148 млн евро обеспечили именно вклады в латвийских банках (остальное - покупка недвижимости, инвестиции в бизнес, покупка гособлигаций). Уже объявлено, что ликвидация ABLV затронет 70 держателей ВНЖ.

От "отмывания" до "белого капитала": чистка будет тотальной

В качестве официальной причины отказа Латвии от средств нерезидентов называется необходимость бороться с коррупцией и отмыванием нечестно нажитых средств. При этом в дискуссиях на политическом уровне старательно опускается тот момент, что далеко не все иностранные клиенты используют латвийские банки исключительно в незаконных целях.

Нерезидентов, счета которых обслуживают латвийские банки, можно условно разделить на четыре группы:

1. Белый капитал (ликвидные активы). Это абсолютно легальные финансовые операции, которые произврдятся в рамках международной торговли (экспорт-импорт) и деятельности международных концернов (оплата счетов, зарплаты сотрудникам).

2. Налоговая оптимизация. По сути, также легальная деятельность - бизнесмены ищут возможности сократить административные и производственные издержки, выводя средства и регистрируя филиалы в странах с более выгодным налоговым законодательством.

3. Серый капитал. Классический пример - российский бизнесмен хочет приобрести дом в Лондоне или виллу в Испании, но с учетом негативного оттношения на западе к российскому капиталу оплату производит не напрямую, а через латвийский банк. Операция в принципе отвечает всем критериям свободного передвижения капиталов. И на месте российского бизнесмена, естественно, может быть китайский, казахский или украинский коммерсант.

4. Вывод нелегально нажитых средств. Операция напоминает вышеописанную, но участвует в ней не владелец завода или адвокатского бюро, а российский чиновник, сделавший состояние на взятках. Только в этом случае речь действительно идет об отмывании нечестно нажитых средств, с которым во всем мире принято бороться.

Стоит отметить, что в других странах Балтии банки менее активно работают с нерезидентами. В Эстонии удельный вес иностранных вкладов составляет 11-12%, в Литве - 2-3%. Однако это не означает, что соседние государства не пытаются привлекать зарубежных бизнесменов другими способами. Например, Эстония предлагает иностранным предпринимателям возможность оформить э-резидентство, которое открывает доступ ко всем электронным услугам и возможностям вести предпринимательство в стране (регистрировать компанию, платить налоги, использовать банковские услуги и т.д.).

Что будет дальше?

В латвийской экономико-политической среде сейчас обсуждают три сценария возможного развития событий.

"Чисто латвийская история". Латвия не является конечной точкой, где оседают средства нерезидентов. Местные банки оказывают лишь посреднические услуги. Если Латвия под напором США уходит с рынка экспорта финансовых услуг, то клиентов просто перенимают другие европейские страны. В настоящее время нерезиденты могут открыть счета в банках Кипра, Словакии, Эстонии, Германии, Венгрии, Болгарии, Польши и т.д. Обычно для этого требуется выполнить ряд условий, например, иметь разрешение на проживание в стране или доказать легальность происхождения средств, но для большинства иностранцев с учетом их высокого уровня благосостояния эти условия выполнимы.

"Удар по посредникам". Этот сценарий предполагает, что в ближайшее время Вашингтон начнет закручивать гайки в секторе экспорта финансовых услуг по всей Европе. В определенном смысле, этот процесс уже начался. Недавний скандал с публикацией "Панамских архивов" спровоцировал общеевропейскую борьбу с офшорами (на территории Европы есть страны с более лояльным налоговым и банковским законодательством в отношении иностранцев, например, Мальта, Люксембург, Лихтенштейн, некоторые острова Великобитании). Все эти страны и регионы, как и Латвия, оказывают посреднические финансовые услуги, сокращая риски и издержки клиентов. Если по каким-то причинам "перевалочные пункту" будут закрыты, то, возможно, капитал попробуют переводить по прямым маршрутам, скажем, Москва-Лондон.  Хотя понятно, что  объемы финансовых операций в этом случае сократятся. 

 

Источник